sens.ucoz.ru/forum/4-496-1
читать дальшеЭмоции и чувства. Их роль в жизни человека. Механизм возникновения. Техника отработки.
- с заглавия. разделение на эмоции и чувства - отлично. я об этом думала. и те техники, с которых я начинала работу над эмоциональным планом этого разделения не содержали. как следствие - не описывали подводные камни. результат - перегиб в сторону блокирования эмоционального плана. и далеко не сразу (и даже не каждый) эту ошибку заметили. а вред в любом случае нанесён.
Развивайте умение мыслить и выражать свои мысли.
- и описывать состояния. описал - понял сам - помог понять другому (не обязательно).
Часто годы отделяют нас от травмирующей ситуации, а неприятный осадок поднимается в душе до сих пор при одном только воспоминании.
- тогда это уже не совсем эмоции, это уже защемление эмоционального плана или блок. психологическая травма. или система. когда ты знаешь, что на ситуацию А пойдёт реакция Б. я определяю эмоции несколько иначе - они скорее системы не имеют. или посмотреть в комплексе. стоп. получается, что либо эмоция обоснована опытом, либо мы этот опыт просто не помним? *особенно, если пройтись назад по линии да посмотреть связи. не рассматривала под таким углом. ещё один камень блокировки эмоционального плана...
Иногда в суматохе бытовых мелочей хочется остановиться и закрыть глаза. Расслабиться. Довериться. Стать самому мягче, спокойнее, гармоничнее. Однако внешний мир больно бьет, заставляя снова свернуться в колючий клубок. Человек от такой жизни очень устает. Много энергии уходит на поддержание брони в рабочем состоянии. А потом уже нет слов, чтобы выразить душевное тепло и любовь к близкому человеку. Постепенно и само тепло куда-то пропадает…
- да, как раз недавно нашла. но это ощущение очень глубоко. и началось не с ошибок техник, а с вольных путешествий - там особо не подоверяешь. даже раньше, наверное. только это даже не броня, а общий отказ от близости. уже обсудили - не выход. причём выразить тепло проще, чем подпустить кого-то к себе. но это к вопросу о духовной открытости (см. люди-символы, стены, память).
Это чувство внутренней пустоты и внешней агрессивности знакомо многим. - это чувство позднее трансформируется в "здоровый пофигизм" или равнодушие. или переходит на неодушевлённые объекты (разговор с Феникс о людях и параллель с городами у меня. т.о. я перенесла "духовное общение" на города, абстрагировавшись от людей схемами общения, которые нарушаются нечасто. а вот с городами идёт совсем иное взаимодействие. и человеку подойти сложнее, нежели эгрегору города).
Хочу добавить, что в наше время вопрос равнодушия стоит очень остро. В сеть периодически попадают видеозаписи, произведенные подростками с помощью сотовых телефонов: избиений и даже убийств.
- ну это к вопросу телевидения. тоже обсуждали. статистика насилия, статистика наиболее читаемой литературы. логично, а откуда иному вопроиятию взяться, если насилие и равнодушие идёт за доминанту? разве что домашнее воспитание или личное развитие. но ведь надо дорасти мозгами до того, что живёшь неправильно - далеко не всякий раз хочется поднимать и высовывать голову из привычной иллюзии. опять же, несколько фильмов вспоминаются... да хоть та же матрица - не хочу ничего знать, - говорит один из героев - в чём-то он прав - так проще. группа Зга, "ночной образ жизни" песенка сюда же. далеко не каждый человек скажет тебе спасибо за разбитые иллюзии. даже если ему хочется развиваться дальше. так может быть и пусть всё идёт своим чередом? как говорил Вл. Соловьёв "есть один человек, который полностью в моей власти и с ним-то я могу делать всё что хочу - это я сам". имеем ли мы право на вмешательство? каждый ли раз? где критерии? *но это уже из области вечных вопросов, ответы на которые каждый находит сам в конкретной ситуации. и система здесь не строится. а если всё же попробовать представить себе систему? ведь человек при помощи силы воли порой творит чудеса... если знает куда приложить.
Внимание, вопрос!
Как часто и от чего вам приходится защищаться?
традиционно: от любой духовной близости - постоянно. наверное это все
потому как другие обиды просто не доходят и не проходят через эту защиту. в последнее время удалось приоткрыть дверцу. впрочем, это происходит нечасто - очень многих устраивает общение с символом и глубже они не лезут. вот тем единицам, которые пытаются приходится плохо. раньше приходилось.
И если долгая практика показала неэффективность данного пути решения проблемы, отказаться от привычки трудно. Проторенная дорожка всегда легче. А знаете, почему? Потому что наш организм – великий лентяй. Где только возможно он экономит энергию и силы. Жизненно необходимый элемент – этиловый спирт – перестает вырабатываться в организме, если вводится извне. Многие наши действия делаются «на автомате», экономится сознательное внимание.
(см. дневник за 2006 - шаблоны, перепроверка-переустановка.) и правильно, что действия производятся на автомате, иначе мозг бы этого не выдержал. другой вопрос, что раз в пару месяцев эти шаблоны имеет смысл проверять и перетряхивать. некоторые действия должны обновляться, иначе возникает риск остановки в развитии. грубый пример: мы знаем, что если выматериться - злость уходит. а если с другого угла - если над причиной раздражения посмеяться? - замена рефлексов на самом деле очень проста - это как менять почерк. разбиваем на этапы и меняем. (см. отчёт о поедки на Балканы за 2004).
Внимание, вопрос!
Что такое чувства? А что такое эмоции?
эмоции - поверхностная реакция на раздражитель. *пошло отрицание - эмоции это зло*. не зло, просто было слишком резкое блокирование. отторжение. отрезать эмоции не стоит, скорее стоит переключиться на позитивное мышление - это сложнее и дольше, но на него и после блокировки переключаться придётся.
чувства это более глубинное восприятие и блокировать их не стоит - собственно блокирование эмоционального плана ведёт к тому, что человек превращается в механизм. чувства делают нас людьми. в отличии от эмоций, блокирующих восприятие "резкой волной". чувства не мешают думать. хотя анализу вряд ли поддаются. *а кто их знает... вот об этом надо бы и подумать.
Вот это важно: чувства – это реакции. Не больше, но и не меньше. Привычные реакции, наработанные годами. Эмоции – это внешнее проявление чувств. Это механизм, позволяющий окружающим нас людям понять, что мы испытываем. И наоборот. Чувство можно подавить, тогда оно не перерастет в эмоции. Это частичка сложнейшего механизма взаимоотношений.
- интересно, да, допустим, что так оно и есть. тогда это та же схема и вполне вписывается в мою систему представлений о себе и мире. о символе? да, тогда получается, что эмоция это символ чувства. стоп. нет. не так или не теперь. я в состоянии легко играть с эмоциональным планом, не испытывая при этом чувств. могу создать в компании нужный настрой, даже не изменяя своего. или изменив свой. при этом связь с чувствами идёт не всегда. или всё-таки идёт, только настолько глубоко, что её не видно? надо будет при случае засечь.
Внимание, вопрос!
Как возникают чувства?
по схеме. на ситуацию А я даю реакцию А1. по мере желания проявить либо проявляю, либо блокирую в зародыше - навык появляется после пары недель работы над "эмоциональными ловушками". (см. ЧСВ, с сайта околокастанедовского). т.е. идёт запрос в мозг. верен ли подход? допустим, да. "желеть стоит лишь о том, что не сделал".
но выбирать делать\не делать наше право.
Перестаньте убивать свое тело постоянным накалом отрицательных эмоций. Оно верно служит вам в меру своих возможностей – а они, поверьте, безграничны.
- даже в самой негативной ситуации есть что-то смешное, вопрос где. может быть метод перевода в шутку и не самый правильный, но я другого пока не придумала.
Внимание, вопрос!
Для чего нужны чувства?
хороший вопрос
)) раньше я бы ответила, что они не нужны ипросто путаются под ногами. теперь я знаю, что не права. для широты восприятия? для жизни?
в общем, на этот вопрос я пытаюсь ответить последний месяц и удаётся мне оно не особенно хорошо.
Итак, чувства нужны для реализации следующих жизненно важных направлений.
1. Для спасения жизни. Чувства - средства быстрого реагирования. Для того чтобы логически понять ситуацию и принять правильное решение, может уйти 2-3 секунды. Решения, принимаемые на подсознательном, чувственном уровне, реализуются мгновенно.
Иногда (как правило, уже после случившегося) мы говорим: «Ведь я же чувствовал, не нужно мне было ехать!». Чувствовал… Но почему не послушал свои чувства? Потому что в дело вмешался разум. И привел тысячу логических доводов в свою пользу. А между тем человек, как и животное, обладает мощным инструментом выживания в мире – интуицией.
Представьте себе ситуацию: одна обезьяна встречает неожиданно другую. На протяжении 1-2 секунд, интуитивно, ей нужно определить: это обезьяна своей стаи или нет; самец или самка; агрессивно настроена или дружелюбно; годиться для еды или спаривания, или сама не прочь закусить и т.д.
Весной, когда тает снег, и с крыш падают отвалившиеся глыбы льда, я наблюдала такую картину. Вдоль дома бежала по своим делам кошка. Вдруг пласт слежавшегося снега обрушился вниз, прямо на то место, где она должна была проходить. Кошка не стала, подняв голову вверх, изучать опасность и раздумывать. Услышав шорох, почувствовав движение массы снега, она с огромной скоростью проскочила опасный участок и благополучно пошла дальше. Доверяйте своим чувствам! Они помогут там, где логика бессильна или опоздает.
хм... ну допустим... (см. личная безопасность методами Тай-цзы тюань или мою нарезку о внимании с комментариями). не совсем так. до такого уровня интуиции ещё дорасти надо. а в ситуации реальной угрозы жизни чувства только мешают. (см отчёт о поездке на балканы, смоленск). поговорка "бояться будешь дома". в случае реальной опасности включается алгоритм выхода из критической ситуации. это не чувство и не разум. я нечасто попадала в такие ситуации, но те, что были помню неплохо - ты не успеваешь ничего почувствовать. и не успеваешь подумать. как будто включается высшее я (а может быть так оно и есть) и за рулём не совсем ты в твоём же теле. это потом, когда появляется возможность обдумать и заново пережить ситуацию приходят чувства и логика. а в тот момент нет вообще ничего.
2. Средство коммуникации. Ежедневно вступая во взаимоотношения с множеством людей, нам важно добиться правильного понимания того, что мы хотим выразить. Слова способны донести только часть необходимой информации. "Спасибо" можно сказать с двадцатью эмоциональными оттенками – от выражения искренней благодарности до холодной пощечины. Большая часть информации при общении поступает невербальными способами: интонации голоса, мимика, жесты, взгляд, походка… Разработаны целые научные системы в психологии общения по правильному прочтению этих знаков, направленные на понимание истинных чувств, скрытых за ними.
чувства ли это? я этот аспект вижу, как проводник определённой частоты и чувствовать что-либо при этом не обязательно. проверено практикой. ты передаёшь человеку своё отношение к его действию, он его принимает.
3. Средство обучения. На протяжении жизни, начиная с самых ранних лет, человек сталкивается с самыми различными ситуациями. Одни вызывают чувство удовлетворения, гордости собой, наслаждения, другие – обиду, стыд, разочарование. (А целенаправленное формирование реакций называется воспитанием). Стремясь повторить положительный опыт, человек в то же время старается избежать повторения действий, которые приносят неприятности. Так закрепляются навыки и привычки, складывается стереотип поведения.
- помню-помню, курс педагогики и психологии
опять же, в моём случае не срабатывает. причём не срабатывало даже до практик с ЧСВ. или срабатывало очень слабо. т.к. эти приёмы были видны издалека и схема отслеживалась без проблем. а по схеме идти не интересно.
4. А если отшельник живет один и не контактирует с социумом? Общаться ему не с кем, функция обучения также теряет свою социальную направленность. Для чего нужны чувства тогда? Вспомните моменты, когда вам приходилось бродить по лесу, сидеть на берегу реки или просто на скамейке в парке – никуда не торопясь, полностью отдавшись запахам, звукам, видам природы. Возникает чувство спокойствия, гармонии… близкое к любви. Чувства – проводник божественной любви.
- да, это единственное чувство против которого я не возражала и которое не блокировала. так оно и приходит в любой момент. достаточно ли его? я пыталась заменять им другие чувства - насколько успешно - вопрос не ко мне. но оно по крайней мере сохранилось. но при таком чувстве и в самом деле никто больше не нужен. и ничего в принципе тоже - то, что есть оно прекрасно, да, дальше ещё интереснее
(как-то так). ловушка? или наоборот верный путь? или всё-таки у этого чувства должно быть множество оттенков?
Внимание, вопрос!
Когда чувства мешают?
при условии, что я всё-таки смутно представляю себе что такое чувства... по идее, мешать они не должны, мешать должны эмоции - как блокровка мышления. а чувства напротив помогают сформировать отношение к тому или иному явлению и сделать вывод - а оно вообще надо?
Итак, что же делать с эмоциями? Подавлять мы их в процессе жизни научились, но ни спокойствия, ни здоровья от этого не прибавилось.
подавлять и отключать, точнее. а если прибавилось? в моем случае прибавилось и очень сильно. так что здесь ещё такой момент восприятия - "я знаю, что эта схема работает". правда есть и такой момент "я знаю, что теперь она неверна". т.е. осознавая необходимость открытия эмоций, при этом никуда не девается позитивный и даже жизненно-необходимый аспект их подавления.
Внимание, вопрос!
От чего зависит эмоциональная реакция человека на событие?
от сформировавшихся с детства стереотипов и социального понятия нормы. бьют-больно-слёзы-плакать некрасиво-стыд за свои слёзы (как грубый пример).
само по себе событие нейтрально; эмоциональную окраску ему придает конкретный человек.
именно
и как реагировать зависит только от нас.
Мы становимся спокойнее (только искренне) – и ситуации вокруг нас становятся спокойнее. Правда, события физического мира более инертны, немного отстают от изменений в духовном мире. Поэтому и кажется, что все происходит вокруг нас, а не благодаря нам.
99%. и 1%, который от нас не зависит. к вопросу о личном мире.
этапы выделяла примерно те же. или просто переключалась. в общем, вариантов масса. главное посмеяться.
Ведут бесконечные беседы с воображаемым собеседником, с каждым разом все лучше и удачнее выкручиваясь. Энергии на этот процесс уходит масса, отрицательные эмоции (уже скрытые) усиленно доламывают остатки здоровья, а результат… мягко говоря, очень скромный. Дальше рекомендуем следующие шаги.
- при этом имеет смысл выделить всё-таки полезные разговоры. я спорила с воображаемыми преподавателями и в итоге доходила до нужного мне вывода, хотя споры были очень страстными. да, эмоций тратилась масса, но результат всё-таки был. и тот, который был нужен. за счёт чистой логики... может быть и можно до него дойти, но когда ты страстно отстаиваешь другую точку зрения и подбираешь аргументацию оно всё же продуктивнее. имхо. а может быть и нет. сравнить, к сожалению, не с чем особенно... хотя почему не с чем? да, страсть не обязательна. точнее, это зависит от ситуации. не совсем опять. должно быть сильное желание разобраться. очень сильное. оно равноценно страсти.
пример. 2005: через 2 дня экзамен, конспекторв нет. учебника нет. нужно вывести из старославянского и современного русского древнеруский. т.е. понять как из того полочилось это. либо идти в библиотеку и на неделю закапываться в книги, либо сесть и самому выстрить систему. у меня это заняло часов 12-15. остальное время ушло на подтверждение системы остальными вопросами - через систему частных случаев выход на общую закономерность и проверка на практике. а сдала на 5
при этом никаких посторонних эмоций не было - только желание разобраться. всё нервное напряжение было направлено на конкретный вопрос.
так что тут тоже, важно понять что за спор с собеседником, речь идёт, насколько я поняла, о проживании каждый раз конкретной негативной ситуации.
Он не здесь – он весь поглощен своей виртуальной реальностью, которая для него значит больше, чем окружающий мир. - это состояние возникает не только в состоянии внутреннего кипения, хотя в нём чаще.
иногда, имхо, оно полезно. спорно, не возражаю. оно бывает полезно для меня лично. потому что долго кипеть невозможно, рано или поздно - обычно через пару часов\дней - возникает вопрос "а дальше-то что?" и происходит нечто вроде прорыва. после чего именно эти эмоциональные состояния уже "проработаны". так лучше это делать, когда есть возможность всласть побояться, понегативить. а не в критической ситуации. прожить эти эмоции\ситуации. вообще, надо расписать подробнее. подумать, вспомнить конкретные случаи.
Для чего вам нужна эта ситуация? Чему она учит? Какие выводы для себя можно из нее сделать? А может быть, это всего лишь внешнее проявление вашего внутреннего состояния? Помните, выше мы говорили о том, что разные люди по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию. Почему в ответ на эту ситуацию у вас возникло это чувство? Почему раздражение? Почему не печаль? Не страх?
Постройте логическую цепочку: Я чувствую раздражение, потому что….
(см. о пользе записей). не только здесь, имхо цепочка нужна везде - открываешь ли ты для себя новую культуру или магическую практику. когда поэтапно записана цепочка проще и самому разобраться в том что это было и другим объяснить. другой вопрос, что обычно это делать лень
))
Внимание, вопрос!
Как часто Вам удается выбирать возникающие чувства самостоятельно, и как часто они выбирают Вас?
тоже интересный вопрос. сперва шла жёсткая блокировка любых чувств, потом наоборот - возвращение к ним. в результате сейчас - по настроению - есть желание почувствовать - пускай. не до того - в другой раз. наверное всё же выбираю я.
делать не более одного замечания в 5 минут;
- точнее, сперва подождать 5 минут и подумать а точно ли хочется высказать именно эти претензии?
почти никогда не хочется
или высказываются, но совершенно на иной волне
особенно, если вовремя вышутить предмет ссоры.
Трудно вначале, но уже через 2-3 недели вы почувствуете, как вдруг работать стало не с чем: исчезают ситуации противостояния, растет взаимопонимание, внутреннее спокойствие и уверенность в своих силах.
даже меньше. у меня где-то неделю занял процесс, но вопрос действительно был жизненной необходимости и ни на что я не отвлекалась. т.е. любой свободный момент - переключение на работу с чсв. это была большая часть дня
.
дальше идёт домашнее задание. мне понравился 9й пункт.
об этом позже.
Домашнее задание.
1. Каждое утро, просыпаясь чуть пораньше, делаем пальчиковый массаж. Нежно, с любовью, тщательно растираем каждый пальчик, массируя биологически активные точки, которых именно на пальцах и ладонях очень много. На каждую руку – 3-5 минут. Все внимание на процесс! Учимся основам концентрации, которая в дальнейшем нам очень пригодится.
Часто спрашивают, можно ли использовать массажер: пружинку Редокс или нечто похожее. В принципе можно, но лучше все же делать массаж именно пальцами. Во-первых, воздействие будет более мягким, а ведь не все зоны нуждаются в жестком массаже. Во-вторых, концентрация внимания выше. В-третьих, делая массаж именно пальцами, мы учимся любить себя, а это очень актуально практически для всех. И, в-четвертых, это просто приятно.
2. Откидываем плечи: поднять вверх – отвести назад – опустить. Снимаем накопившееся за долгие годы напряжение. Внимание: не менее 2 раз в час, на протяжении всего дня. Если есть возможность походить на профессиональный массаж – прекрасно. Если нет – попросите кого-нибудь из близких каждый вечер помассировать плечи. Можно по бартеру.
3. Наладить рациональное питание. Рекомендаций по здоровому питанию множество, но основной принцип – обязательное присутствие кисломолочных продуктов (кефир, ряженка), фруктов (как минимум – яблоки), зелени (лук, чеснок, укроп, петрушка), белков (нежирное мясо, рыба, лучше морская), соль и сахар свести до минимума. Начинайте прием поливитаминов и всегда ориентируйтесь на особенности своего организма.
4. Водные процедуры. Есть возможность походить в бассейн – прекрасно. Нет – душ как минимум через день. Не обязательно холодный, можно теплый с контрастом прохладного. В конечном итоге утренний комплекс (пальчиковый массаж + душ) занимает около 15 минут.
5. При отсутствии аллергии на йод – делаем каждый вечер легкую йодную сеточку на область крестца. Если йод, нанесенный вечером, к утру впитался без остатка, можно нанести его побольше – значит, организм нуждается в йоде.
6. Работаем в конфликтных ситуациях по схеме:
Назвать эмоцию;
Продышать;
Расправить плечи;
Подвигаться;
Построить логическую цепочку и найти источник возникшего чувства;
Попытаться понять истинные причины поведения другого человека.
Помните! Гнев, раздражение, ненависть, агрессия – смертельно ядовитые чувства!
Они бьют не только по вам, но и по вашим близким, особенно страдают дети.
7. Если очень сильный общий фон раздражения можно рекомендовать легкие седативные: пустырник, валокордин, корвалол, ново-пассит. Следует рассматривать любые лекарственные средства как костыли, временную помощь и, не отказываясь от них на первых порах, все же изо всех сил учиться ходить самостоятельно.
8. Если имеется патология со стороны эндокринной системы (особенно щитовидной железы), обязательно проконсультируйтесь со специалистом.
9. Проделайте следующее упражнение. Напишите на листе бумаги 2 списка: справа – положительные эмоции, слева – отрицательные. Каждую эмоцию нужно прочувствовать, прожить. Соотнести: вот так я чувствую гнев, а вот это называется – радость. Сохраняйте контроль, как бы чуть-чуть со стороны. На каждую эмоцию – 2-3 минуты. После отрицательной – продышать, расправить плечи, сбросить ее и только потом переходить к следующей. Выполнять упражнение можно за 2-3 раза, одно условие – всего не менее 15 эмоций с каждой стороны.
Познакомьтесь со своими эмоциями, поймите – как называется то, что вы чувствуете.
10. Следующий абзац содержит в себе текст, который рекомендую читать вдумчиво 2 раза в день (в любое время, но чтобы вас не беспокоили эти 2 минуты). Почувствуйте каждую фразу, каждое слово, примерьте на себя. Чистый аутотренинг – но как эффективно работает!
Мне хорошо, и с каждым днем мне становится лучше, лучше, лучше, лучше. Каждая клеточка моего организма обновляется; кровь становится свежей, чистой, здоровой; железы внутренней секреции работают великолепно; мышцы, кожа, сосуды делаются эластичными, упругими, здоровыми, чистыми, обновленными; кости – крепкими, суставы – гибкими, подвижными; все органы и системы подчиняются работе мозга.
Мозг прекрасно управляет работой всех органов и систем; все органы и системы работают замечательно. Я становлюсь здоровее, умнее, добрее, мудрее, способнее к большим творческим делам, полезнее людям и себе.
Мне хорошо, и с каждым днем мне становится лучше, лучше, лучше.
Примечание: у этого отрывка есть автор, но не помню, кто. Подскажите, если знаете.
Заданий для первого раза много. Если вы почувствуете, что в голове – полная каша, перечитайте текст занятия еще раз. И еще раз… до полного понимания и запоминания. Затем начинайте последовательно работать с домашним заданием. Если за неделю не успеваете освоить пункты задания, отложите чтение следующего раздела на недельку. Освоить – это значит, каждый день выполнять, не заглядывая в текст книги. Помните, что без реально начатой работы эффект от прочтения книги будет нулевой. Дальше начнут появляться новые задания – будьте готовы к работе (хотя бы на протяжении этих 2,5 месяцев).
Задачей первого этапа является осознание ранее неконтролируемого поведения, начало восстановления, как правило, весьма разрушенной энергетики и навыки систематической работы над собой. Настоятельно рекомендуем переходить к следующему занятию после того, как перечисленные задачи решены хотя бы на 80%. А критерием можно считать более спокойное состояние и поведение, регулярное выполнение пунктов домашнего задания, желание двигаться дальше.
Монолог Злости
Отпусти меня на волю,
В чисту степь,
В широко поле,
Выкричи звериным криком,
Волчьим воем,
Львиным рыком,
По сухой траве катайся,
Бей,
Дерись,
Сопротивляйся
Моему желанью жить,
Ибо,
Если я останусь,
Я тебя
Жалеть не стану:
Обернусь подругой,
Сыном,
Матерью твоей прикинусь,
Правдой слов,
Надежды ложью
Опою –
И уничтожу!
Кто-то ж должен победить.
Н. Сметанина
читать дальшеЭмоции и чувства. Их роль в жизни человека. Механизм возникновения. Техника отработки.
- с заглавия. разделение на эмоции и чувства - отлично. я об этом думала. и те техники, с которых я начинала работу над эмоциональным планом этого разделения не содержали. как следствие - не описывали подводные камни. результат - перегиб в сторону блокирования эмоционального плана. и далеко не сразу (и даже не каждый) эту ошибку заметили. а вред в любом случае нанесён.
Развивайте умение мыслить и выражать свои мысли.
- и описывать состояния. описал - понял сам - помог понять другому (не обязательно).
Часто годы отделяют нас от травмирующей ситуации, а неприятный осадок поднимается в душе до сих пор при одном только воспоминании.
- тогда это уже не совсем эмоции, это уже защемление эмоционального плана или блок. психологическая травма. или система. когда ты знаешь, что на ситуацию А пойдёт реакция Б. я определяю эмоции несколько иначе - они скорее системы не имеют. или посмотреть в комплексе. стоп. получается, что либо эмоция обоснована опытом, либо мы этот опыт просто не помним? *особенно, если пройтись назад по линии да посмотреть связи. не рассматривала под таким углом. ещё один камень блокировки эмоционального плана...
Иногда в суматохе бытовых мелочей хочется остановиться и закрыть глаза. Расслабиться. Довериться. Стать самому мягче, спокойнее, гармоничнее. Однако внешний мир больно бьет, заставляя снова свернуться в колючий клубок. Человек от такой жизни очень устает. Много энергии уходит на поддержание брони в рабочем состоянии. А потом уже нет слов, чтобы выразить душевное тепло и любовь к близкому человеку. Постепенно и само тепло куда-то пропадает…
- да, как раз недавно нашла. но это ощущение очень глубоко. и началось не с ошибок техник, а с вольных путешествий - там особо не подоверяешь. даже раньше, наверное. только это даже не броня, а общий отказ от близости. уже обсудили - не выход. причём выразить тепло проще, чем подпустить кого-то к себе. но это к вопросу о духовной открытости (см. люди-символы, стены, память).
Это чувство внутренней пустоты и внешней агрессивности знакомо многим. - это чувство позднее трансформируется в "здоровый пофигизм" или равнодушие. или переходит на неодушевлённые объекты (разговор с Феникс о людях и параллель с городами у меня. т.о. я перенесла "духовное общение" на города, абстрагировавшись от людей схемами общения, которые нарушаются нечасто. а вот с городами идёт совсем иное взаимодействие. и человеку подойти сложнее, нежели эгрегору города).
Хочу добавить, что в наше время вопрос равнодушия стоит очень остро. В сеть периодически попадают видеозаписи, произведенные подростками с помощью сотовых телефонов: избиений и даже убийств.
- ну это к вопросу телевидения. тоже обсуждали. статистика насилия, статистика наиболее читаемой литературы. логично, а откуда иному вопроиятию взяться, если насилие и равнодушие идёт за доминанту? разве что домашнее воспитание или личное развитие. но ведь надо дорасти мозгами до того, что живёшь неправильно - далеко не всякий раз хочется поднимать и высовывать голову из привычной иллюзии. опять же, несколько фильмов вспоминаются... да хоть та же матрица - не хочу ничего знать, - говорит один из героев - в чём-то он прав - так проще. группа Зга, "ночной образ жизни" песенка сюда же. далеко не каждый человек скажет тебе спасибо за разбитые иллюзии. даже если ему хочется развиваться дальше. так может быть и пусть всё идёт своим чередом? как говорил Вл. Соловьёв "есть один человек, который полностью в моей власти и с ним-то я могу делать всё что хочу - это я сам". имеем ли мы право на вмешательство? каждый ли раз? где критерии? *но это уже из области вечных вопросов, ответы на которые каждый находит сам в конкретной ситуации. и система здесь не строится. а если всё же попробовать представить себе систему? ведь человек при помощи силы воли порой творит чудеса... если знает куда приложить.
Внимание, вопрос!
Как часто и от чего вам приходится защищаться?
традиционно: от любой духовной близости - постоянно. наверное это все

И если долгая практика показала неэффективность данного пути решения проблемы, отказаться от привычки трудно. Проторенная дорожка всегда легче. А знаете, почему? Потому что наш организм – великий лентяй. Где только возможно он экономит энергию и силы. Жизненно необходимый элемент – этиловый спирт – перестает вырабатываться в организме, если вводится извне. Многие наши действия делаются «на автомате», экономится сознательное внимание.
(см. дневник за 2006 - шаблоны, перепроверка-переустановка.) и правильно, что действия производятся на автомате, иначе мозг бы этого не выдержал. другой вопрос, что раз в пару месяцев эти шаблоны имеет смысл проверять и перетряхивать. некоторые действия должны обновляться, иначе возникает риск остановки в развитии. грубый пример: мы знаем, что если выматериться - злость уходит. а если с другого угла - если над причиной раздражения посмеяться? - замена рефлексов на самом деле очень проста - это как менять почерк. разбиваем на этапы и меняем. (см. отчёт о поедки на Балканы за 2004).
Внимание, вопрос!
Что такое чувства? А что такое эмоции?
эмоции - поверхностная реакция на раздражитель. *пошло отрицание - эмоции это зло*. не зло, просто было слишком резкое блокирование. отторжение. отрезать эмоции не стоит, скорее стоит переключиться на позитивное мышление - это сложнее и дольше, но на него и после блокировки переключаться придётся.
чувства это более глубинное восприятие и блокировать их не стоит - собственно блокирование эмоционального плана ведёт к тому, что человек превращается в механизм. чувства делают нас людьми. в отличии от эмоций, блокирующих восприятие "резкой волной". чувства не мешают думать. хотя анализу вряд ли поддаются. *а кто их знает... вот об этом надо бы и подумать.
Вот это важно: чувства – это реакции. Не больше, но и не меньше. Привычные реакции, наработанные годами. Эмоции – это внешнее проявление чувств. Это механизм, позволяющий окружающим нас людям понять, что мы испытываем. И наоборот. Чувство можно подавить, тогда оно не перерастет в эмоции. Это частичка сложнейшего механизма взаимоотношений.
- интересно, да, допустим, что так оно и есть. тогда это та же схема и вполне вписывается в мою систему представлений о себе и мире. о символе? да, тогда получается, что эмоция это символ чувства. стоп. нет. не так или не теперь. я в состоянии легко играть с эмоциональным планом, не испытывая при этом чувств. могу создать в компании нужный настрой, даже не изменяя своего. или изменив свой. при этом связь с чувствами идёт не всегда. или всё-таки идёт, только настолько глубоко, что её не видно? надо будет при случае засечь.
Внимание, вопрос!
Как возникают чувства?
по схеме. на ситуацию А я даю реакцию А1. по мере желания проявить либо проявляю, либо блокирую в зародыше - навык появляется после пары недель работы над "эмоциональными ловушками". (см. ЧСВ, с сайта околокастанедовского). т.е. идёт запрос в мозг. верен ли подход? допустим, да. "желеть стоит лишь о том, что не сделал".
но выбирать делать\не делать наше право.
Перестаньте убивать свое тело постоянным накалом отрицательных эмоций. Оно верно служит вам в меру своих возможностей – а они, поверьте, безграничны.
- даже в самой негативной ситуации есть что-то смешное, вопрос где. может быть метод перевода в шутку и не самый правильный, но я другого пока не придумала.
Внимание, вопрос!
Для чего нужны чувства?
хороший вопрос

в общем, на этот вопрос я пытаюсь ответить последний месяц и удаётся мне оно не особенно хорошо.
Итак, чувства нужны для реализации следующих жизненно важных направлений.
1. Для спасения жизни. Чувства - средства быстрого реагирования. Для того чтобы логически понять ситуацию и принять правильное решение, может уйти 2-3 секунды. Решения, принимаемые на подсознательном, чувственном уровне, реализуются мгновенно.
Иногда (как правило, уже после случившегося) мы говорим: «Ведь я же чувствовал, не нужно мне было ехать!». Чувствовал… Но почему не послушал свои чувства? Потому что в дело вмешался разум. И привел тысячу логических доводов в свою пользу. А между тем человек, как и животное, обладает мощным инструментом выживания в мире – интуицией.
Представьте себе ситуацию: одна обезьяна встречает неожиданно другую. На протяжении 1-2 секунд, интуитивно, ей нужно определить: это обезьяна своей стаи или нет; самец или самка; агрессивно настроена или дружелюбно; годиться для еды или спаривания, или сама не прочь закусить и т.д.
Весной, когда тает снег, и с крыш падают отвалившиеся глыбы льда, я наблюдала такую картину. Вдоль дома бежала по своим делам кошка. Вдруг пласт слежавшегося снега обрушился вниз, прямо на то место, где она должна была проходить. Кошка не стала, подняв голову вверх, изучать опасность и раздумывать. Услышав шорох, почувствовав движение массы снега, она с огромной скоростью проскочила опасный участок и благополучно пошла дальше. Доверяйте своим чувствам! Они помогут там, где логика бессильна или опоздает.
хм... ну допустим... (см. личная безопасность методами Тай-цзы тюань или мою нарезку о внимании с комментариями). не совсем так. до такого уровня интуиции ещё дорасти надо. а в ситуации реальной угрозы жизни чувства только мешают. (см отчёт о поездке на балканы, смоленск). поговорка "бояться будешь дома". в случае реальной опасности включается алгоритм выхода из критической ситуации. это не чувство и не разум. я нечасто попадала в такие ситуации, но те, что были помню неплохо - ты не успеваешь ничего почувствовать. и не успеваешь подумать. как будто включается высшее я (а может быть так оно и есть) и за рулём не совсем ты в твоём же теле. это потом, когда появляется возможность обдумать и заново пережить ситуацию приходят чувства и логика. а в тот момент нет вообще ничего.
2. Средство коммуникации. Ежедневно вступая во взаимоотношения с множеством людей, нам важно добиться правильного понимания того, что мы хотим выразить. Слова способны донести только часть необходимой информации. "Спасибо" можно сказать с двадцатью эмоциональными оттенками – от выражения искренней благодарности до холодной пощечины. Большая часть информации при общении поступает невербальными способами: интонации голоса, мимика, жесты, взгляд, походка… Разработаны целые научные системы в психологии общения по правильному прочтению этих знаков, направленные на понимание истинных чувств, скрытых за ними.
чувства ли это? я этот аспект вижу, как проводник определённой частоты и чувствовать что-либо при этом не обязательно. проверено практикой. ты передаёшь человеку своё отношение к его действию, он его принимает.
3. Средство обучения. На протяжении жизни, начиная с самых ранних лет, человек сталкивается с самыми различными ситуациями. Одни вызывают чувство удовлетворения, гордости собой, наслаждения, другие – обиду, стыд, разочарование. (А целенаправленное формирование реакций называется воспитанием). Стремясь повторить положительный опыт, человек в то же время старается избежать повторения действий, которые приносят неприятности. Так закрепляются навыки и привычки, складывается стереотип поведения.
- помню-помню, курс педагогики и психологии

4. А если отшельник живет один и не контактирует с социумом? Общаться ему не с кем, функция обучения также теряет свою социальную направленность. Для чего нужны чувства тогда? Вспомните моменты, когда вам приходилось бродить по лесу, сидеть на берегу реки или просто на скамейке в парке – никуда не торопясь, полностью отдавшись запахам, звукам, видам природы. Возникает чувство спокойствия, гармонии… близкое к любви. Чувства – проводник божественной любви.
- да, это единственное чувство против которого я не возражала и которое не блокировала. так оно и приходит в любой момент. достаточно ли его? я пыталась заменять им другие чувства - насколько успешно - вопрос не ко мне. но оно по крайней мере сохранилось. но при таком чувстве и в самом деле никто больше не нужен. и ничего в принципе тоже - то, что есть оно прекрасно, да, дальше ещё интереснее

Внимание, вопрос!
Когда чувства мешают?
при условии, что я всё-таки смутно представляю себе что такое чувства... по идее, мешать они не должны, мешать должны эмоции - как блокровка мышления. а чувства напротив помогают сформировать отношение к тому или иному явлению и сделать вывод - а оно вообще надо?
Итак, что же делать с эмоциями? Подавлять мы их в процессе жизни научились, но ни спокойствия, ни здоровья от этого не прибавилось.
подавлять и отключать, точнее. а если прибавилось? в моем случае прибавилось и очень сильно. так что здесь ещё такой момент восприятия - "я знаю, что эта схема работает". правда есть и такой момент "я знаю, что теперь она неверна". т.е. осознавая необходимость открытия эмоций, при этом никуда не девается позитивный и даже жизненно-необходимый аспект их подавления.
Внимание, вопрос!
От чего зависит эмоциональная реакция человека на событие?
от сформировавшихся с детства стереотипов и социального понятия нормы. бьют-больно-слёзы-плакать некрасиво-стыд за свои слёзы (как грубый пример).
само по себе событие нейтрально; эмоциональную окраску ему придает конкретный человек.
именно

Мы становимся спокойнее (только искренне) – и ситуации вокруг нас становятся спокойнее. Правда, события физического мира более инертны, немного отстают от изменений в духовном мире. Поэтому и кажется, что все происходит вокруг нас, а не благодаря нам.
99%. и 1%, который от нас не зависит. к вопросу о личном мире.
этапы выделяла примерно те же. или просто переключалась. в общем, вариантов масса. главное посмеяться.
Ведут бесконечные беседы с воображаемым собеседником, с каждым разом все лучше и удачнее выкручиваясь. Энергии на этот процесс уходит масса, отрицательные эмоции (уже скрытые) усиленно доламывают остатки здоровья, а результат… мягко говоря, очень скромный. Дальше рекомендуем следующие шаги.
- при этом имеет смысл выделить всё-таки полезные разговоры. я спорила с воображаемыми преподавателями и в итоге доходила до нужного мне вывода, хотя споры были очень страстными. да, эмоций тратилась масса, но результат всё-таки был. и тот, который был нужен. за счёт чистой логики... может быть и можно до него дойти, но когда ты страстно отстаиваешь другую точку зрения и подбираешь аргументацию оно всё же продуктивнее. имхо. а может быть и нет. сравнить, к сожалению, не с чем особенно... хотя почему не с чем? да, страсть не обязательна. точнее, это зависит от ситуации. не совсем опять. должно быть сильное желание разобраться. очень сильное. оно равноценно страсти.
пример. 2005: через 2 дня экзамен, конспекторв нет. учебника нет. нужно вывести из старославянского и современного русского древнеруский. т.е. понять как из того полочилось это. либо идти в библиотеку и на неделю закапываться в книги, либо сесть и самому выстрить систему. у меня это заняло часов 12-15. остальное время ушло на подтверждение системы остальными вопросами - через систему частных случаев выход на общую закономерность и проверка на практике. а сдала на 5

так что тут тоже, важно понять что за спор с собеседником, речь идёт, насколько я поняла, о проживании каждый раз конкретной негативной ситуации.
Он не здесь – он весь поглощен своей виртуальной реальностью, которая для него значит больше, чем окружающий мир. - это состояние возникает не только в состоянии внутреннего кипения, хотя в нём чаще.
иногда, имхо, оно полезно. спорно, не возражаю. оно бывает полезно для меня лично. потому что долго кипеть невозможно, рано или поздно - обычно через пару часов\дней - возникает вопрос "а дальше-то что?" и происходит нечто вроде прорыва. после чего именно эти эмоциональные состояния уже "проработаны". так лучше это делать, когда есть возможность всласть побояться, понегативить. а не в критической ситуации. прожить эти эмоции\ситуации. вообще, надо расписать подробнее. подумать, вспомнить конкретные случаи.
Для чего вам нужна эта ситуация? Чему она учит? Какие выводы для себя можно из нее сделать? А может быть, это всего лишь внешнее проявление вашего внутреннего состояния? Помните, выше мы говорили о том, что разные люди по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию. Почему в ответ на эту ситуацию у вас возникло это чувство? Почему раздражение? Почему не печаль? Не страх?
Постройте логическую цепочку: Я чувствую раздражение, потому что….
(см. о пользе записей). не только здесь, имхо цепочка нужна везде - открываешь ли ты для себя новую культуру или магическую практику. когда поэтапно записана цепочка проще и самому разобраться в том что это было и другим объяснить. другой вопрос, что обычно это делать лень

Внимание, вопрос!
Как часто Вам удается выбирать возникающие чувства самостоятельно, и как часто они выбирают Вас?
тоже интересный вопрос. сперва шла жёсткая блокировка любых чувств, потом наоборот - возвращение к ним. в результате сейчас - по настроению - есть желание почувствовать - пускай. не до того - в другой раз. наверное всё же выбираю я.
делать не более одного замечания в 5 минут;
- точнее, сперва подождать 5 минут и подумать а точно ли хочется высказать именно эти претензии?



Трудно вначале, но уже через 2-3 недели вы почувствуете, как вдруг работать стало не с чем: исчезают ситуации противостояния, растет взаимопонимание, внутреннее спокойствие и уверенность в своих силах.
даже меньше. у меня где-то неделю занял процесс, но вопрос действительно был жизненной необходимости и ни на что я не отвлекалась. т.е. любой свободный момент - переключение на работу с чсв. это была большая часть дня

дальше идёт домашнее задание. мне понравился 9й пункт.

Домашнее задание.
1. Каждое утро, просыпаясь чуть пораньше, делаем пальчиковый массаж. Нежно, с любовью, тщательно растираем каждый пальчик, массируя биологически активные точки, которых именно на пальцах и ладонях очень много. На каждую руку – 3-5 минут. Все внимание на процесс! Учимся основам концентрации, которая в дальнейшем нам очень пригодится.
Часто спрашивают, можно ли использовать массажер: пружинку Редокс или нечто похожее. В принципе можно, но лучше все же делать массаж именно пальцами. Во-первых, воздействие будет более мягким, а ведь не все зоны нуждаются в жестком массаже. Во-вторых, концентрация внимания выше. В-третьих, делая массаж именно пальцами, мы учимся любить себя, а это очень актуально практически для всех. И, в-четвертых, это просто приятно.
2. Откидываем плечи: поднять вверх – отвести назад – опустить. Снимаем накопившееся за долгие годы напряжение. Внимание: не менее 2 раз в час, на протяжении всего дня. Если есть возможность походить на профессиональный массаж – прекрасно. Если нет – попросите кого-нибудь из близких каждый вечер помассировать плечи. Можно по бартеру.
3. Наладить рациональное питание. Рекомендаций по здоровому питанию множество, но основной принцип – обязательное присутствие кисломолочных продуктов (кефир, ряженка), фруктов (как минимум – яблоки), зелени (лук, чеснок, укроп, петрушка), белков (нежирное мясо, рыба, лучше морская), соль и сахар свести до минимума. Начинайте прием поливитаминов и всегда ориентируйтесь на особенности своего организма.
4. Водные процедуры. Есть возможность походить в бассейн – прекрасно. Нет – душ как минимум через день. Не обязательно холодный, можно теплый с контрастом прохладного. В конечном итоге утренний комплекс (пальчиковый массаж + душ) занимает около 15 минут.
5. При отсутствии аллергии на йод – делаем каждый вечер легкую йодную сеточку на область крестца. Если йод, нанесенный вечером, к утру впитался без остатка, можно нанести его побольше – значит, организм нуждается в йоде.
6. Работаем в конфликтных ситуациях по схеме:
Назвать эмоцию;
Продышать;
Расправить плечи;
Подвигаться;
Построить логическую цепочку и найти источник возникшего чувства;
Попытаться понять истинные причины поведения другого человека.
Помните! Гнев, раздражение, ненависть, агрессия – смертельно ядовитые чувства!
Они бьют не только по вам, но и по вашим близким, особенно страдают дети.
7. Если очень сильный общий фон раздражения можно рекомендовать легкие седативные: пустырник, валокордин, корвалол, ново-пассит. Следует рассматривать любые лекарственные средства как костыли, временную помощь и, не отказываясь от них на первых порах, все же изо всех сил учиться ходить самостоятельно.
8. Если имеется патология со стороны эндокринной системы (особенно щитовидной железы), обязательно проконсультируйтесь со специалистом.
9. Проделайте следующее упражнение. Напишите на листе бумаги 2 списка: справа – положительные эмоции, слева – отрицательные. Каждую эмоцию нужно прочувствовать, прожить. Соотнести: вот так я чувствую гнев, а вот это называется – радость. Сохраняйте контроль, как бы чуть-чуть со стороны. На каждую эмоцию – 2-3 минуты. После отрицательной – продышать, расправить плечи, сбросить ее и только потом переходить к следующей. Выполнять упражнение можно за 2-3 раза, одно условие – всего не менее 15 эмоций с каждой стороны.
Познакомьтесь со своими эмоциями, поймите – как называется то, что вы чувствуете.
10. Следующий абзац содержит в себе текст, который рекомендую читать вдумчиво 2 раза в день (в любое время, но чтобы вас не беспокоили эти 2 минуты). Почувствуйте каждую фразу, каждое слово, примерьте на себя. Чистый аутотренинг – но как эффективно работает!
Мне хорошо, и с каждым днем мне становится лучше, лучше, лучше, лучше. Каждая клеточка моего организма обновляется; кровь становится свежей, чистой, здоровой; железы внутренней секреции работают великолепно; мышцы, кожа, сосуды делаются эластичными, упругими, здоровыми, чистыми, обновленными; кости – крепкими, суставы – гибкими, подвижными; все органы и системы подчиняются работе мозга.
Мозг прекрасно управляет работой всех органов и систем; все органы и системы работают замечательно. Я становлюсь здоровее, умнее, добрее, мудрее, способнее к большим творческим делам, полезнее людям и себе.
Мне хорошо, и с каждым днем мне становится лучше, лучше, лучше.
Примечание: у этого отрывка есть автор, но не помню, кто. Подскажите, если знаете.
Заданий для первого раза много. Если вы почувствуете, что в голове – полная каша, перечитайте текст занятия еще раз. И еще раз… до полного понимания и запоминания. Затем начинайте последовательно работать с домашним заданием. Если за неделю не успеваете освоить пункты задания, отложите чтение следующего раздела на недельку. Освоить – это значит, каждый день выполнять, не заглядывая в текст книги. Помните, что без реально начатой работы эффект от прочтения книги будет нулевой. Дальше начнут появляться новые задания – будьте готовы к работе (хотя бы на протяжении этих 2,5 месяцев).
Задачей первого этапа является осознание ранее неконтролируемого поведения, начало восстановления, как правило, весьма разрушенной энергетики и навыки систематической работы над собой. Настоятельно рекомендуем переходить к следующему занятию после того, как перечисленные задачи решены хотя бы на 80%. А критерием можно считать более спокойное состояние и поведение, регулярное выполнение пунктов домашнего задания, желание двигаться дальше.
Монолог Злости
Отпусти меня на волю,
В чисту степь,
В широко поле,
Выкричи звериным криком,
Волчьим воем,
Львиным рыком,
По сухой траве катайся,
Бей,
Дерись,
Сопротивляйся
Моему желанью жить,
Ибо,
Если я останусь,
Я тебя
Жалеть не стану:
Обернусь подругой,
Сыном,
Матерью твоей прикинусь,
Правдой слов,
Надежды ложью
Опою –
И уничтожу!
Кто-то ж должен победить.
Н. Сметанина
@темы: мысли вслух, вопросы, загоны, состояния